На протяжении четырёх лет копил Антон Силуанов свою кубышку под названием Фонд национального благосостояния (ФНБ). Правда, это занятие оказалось не только бесполезным, но и вредным для развития русской экономики.
Более того, даже когда планка ФНБ достигла значения в 7% ВВП, что позволяло по закону вкладывать деньги в проекты развития, Силуанов подсуетился и продавил повышение этого порога до 10% от ВВП.
В общем, ФНБ рос. Значения на начало года были следующими:
- 01.2018 — 3,752 трлн
- 01.2019 — 4,036 трлн
- 01.2020 — 7,773 трлн
- 01.2021 — 13,545 трлн
- 01.2022 — 13,565 трлн
Таким образом, за четыре года в рамках бюджетного правила Силуанов изъял из федерального бюджета практически 10 трлн рублей. Сумма колоссальная. И ладно, если бы эти деньги переводились в ФНБ, который выполнял бы функцию бюджета развития, и затем вкладывались бы целевым образом в те или иные проекты. Но, нет. Рубли менялись на иностранную валюту.
В 2022 году провал подобной политики стал очевиден всем. Скорее всего, именно поэтому у Силуанова возникают сложности с утверждением нового бюджетного правила. Не может теперь он его продавить также легко, как и раньше.
Более того, в этом году ФНБ наконец-то начал активно использоваться. Уже вложено 250 млрд во второй этап расширения БАМа и Транссиба. Несколько десятков миллиардов было направлено на поддержку авиационной отрасли. Ежемесячно идут отчисления в Фонд ЖКХ, на которые обновляется коммунальная инфраструктура.
Теперь принято решение распотрошить кубышку Силуанова ещё больше. Вчера Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития судостроительной промышленности. Можно выделить большое количество позитивных моментов, однако заострю внимание на наиболее значимых.
Так, утверждена программа льготного лизинга для отечественных кораблей. Подробности программы раскрыл Мантуров:
Нами разработана программа, для реализации которой необходимо привлечение средств ФНБ с возвратом по ставке 1,5 процента годовых. Мы предварительно с Минфином согласовали этот подход. Сейчас Государственная транспортная лизинговая компания уточняет до конца объём необходимого финансирования по предварительно подготовленной программе. Только по такой схеме мы сможем решать задачи транспортной связанности и развития водного туризма внутри нашей страны, освоения новых международных маршрутов и транспортного коридора Севморпути
В общем, программа в точности повторяет схему льготного лизинга для авиапрома. Напомню, в прошлом году была утверждена программа льготного кредитования отечественных самолётов. 1,5% на 15 (!) лет. Общий объем программы до 2030 года должен составить 2,5 трлн рублей, из которых 1,5 трлн предполагалось получить из ФНБ.
Очевидно, что данную программу необходимо масштабировать и на другие отрасли транспортного машиностроения. И вот пришла очередь судостроения. Надеюсь, что из ФНБ также будет финансироваться льготный лизинг русских автомобилей. Как коммерческих, так и личных. К слову, вчера Минпромторг также представил концепцию развития автпрома до 2035 года. На эту тему я обязательно подготовлю материал.
Идём дальше. Помимо ФНБ я бы обратил внимание и на уникальную налоговую льготу для предприятий судоремонта:
Помимо строительства новых судов необходимо параллельно решать вопросы ремонта и обслуживания техники. С учётом Вашего поручения, Владимир Владимирович, совместно с Минфином мы нашли решение по обнулению НДС по судоремонту, но при условии, что мы с предприятиями будем заключать инвестиционные соглашения на условиях вкладывать получаемую прибыль в модернизацию и, по сути, создание новой отрасли. Сейчас готовим с коллегами соответствующие поправки в Налоговый кодекс
Отличная мера, которая простимулирует инвестиции в реальный сектор. Сейчас ситуация с судоремонтом в России не сказать, чтобы отличная. Техническое оснащение соответствующих предприятий достаточно слабое, в связи с чем конкурировать нашим предприятиям с теми же турками сложно. На модернизацию требуются деньги.
Можно, конечно, их заливать бюджетным финансированием, но лучше не отбирать деньги для того, чтобы потом отдать назад, а изначально обнулить НДС. Тогда стимула у компаний будет больше. При этом, количество судоремонтных предприятий не сказать, чтобы большое. Это позволяет подписать с ними инвестиционные соглашения и внимательно отследить их выполнение.
Вновь отмечу, что подобную меру необходимо распространять и на иные отрасли.
Также в ходе совещания Владимиру Путину был презентован масштабный проект строительства новой верфи крупнотоннажного судостроения. Реализован он будет на острове Котлин, где располагается Кронштадт.
Верфь будет обрабатывать 300 тысяч тонн металла в год. На первом этапе она будет осуществлять крупноузловую сборку. Специализироваться на судах с ядерной энергетической установкой, судах ледового класса и плавучих атомных энергоблоках. Новая верфь не будет существовать сама по себе, а станет работать в тесной кооперации с Балтийским заводом. Возможно, в отдалённой перспективе (ближе к 2040 году) будет принято решение о переносе мощностей Балтийского завода в Кронштадт.
К концу года проект строительства новой крупнотоннажной верфи будет окончательно доработан. По срокам строительства цель амбициозная — 38 месяцев.
Из негативного можно отметить тот факт, что в предыдущие годы, несмотря на очевидные успехи, отечественное судостроение продолжало оставаться зависимым от поставок западных комплектующих. Особенно это касалось судового оборудования и электронной части. При этом компании продолжали покупать иностранные комплектующие даже при наличии отечественных аналогов. Сейчас всему этому, по понятным причинам, пришёл конец. Однако сбои в поставках привели к массовым задержкам ввода в эксплуатацию новых кораблей.
Впрочем, проблема вполне решаема. Вопрос только в сроках и достаточном финансировании.
Источник
Источник: